ОРКСЭ и ОДНКНР

Основы Религиозных Культур и Светской Этики и Основы Духовно-Нравственной Культуры Народов России

 

По итогам проведения собраний родителей обучающихся 3-х классов на 2019-2020 учебный год выбран модуль ОРКСЭ - Основы мировых религиозных культур

 

В 2018-2019 учебном году преподавание осуществляется в 4-х классах "Основы религиозных культур и светской этики",

в 5-х классах - "Основы духовно-нравственной культуры народов России"..

Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – Учебный курс ОРКиСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632). 

Рекомендации по реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

 

Учебный курс ОРКиСЭ включает в себя модули:

  • Основы православной культуры;
  • Основы исламской культуры;
  • Основы буддийской культуры;
  • Основы иудейской культуры;
  • Основы мировых религиозных культур;
  • Основы светской этики.

 

Учебный курс ОРКиСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания.

Учебный курс ОРКиСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Ознакомиться с учебными материалам можно в читальном зале школьной библиотеки с понедельника по пятницу с 8.00 до 16.00.

 

Модуль 1. Основы мировых религиозных культур

Беглов А. Л., Саплина Е. В., Токарева Е. С., Ярлыкапов А. А. Основы мировых религиозных культур.


Урок 1. «Россия - наша Родина»
Урок 2-3. «Культура и религия»
Урок 4. « Возникновение религий»
Урок 5. «Возникновение религий. Религии мира и их основатели»
Урок 6-7. «Священные книги религий мира«»
Урок 8. «Хранители преданий в религиях мира»
Урок 9-10.  «Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния»
Урок 11. «Человек в религиозных традициях»
Урок 12-13 «Священные сооружения"
Урок 14-15. «Искусство в религиозной культуре»
Урок 16-17. «Творческие работы учащихся»
Урок18-19. «История религий в России»
Урок20-21. «Религиозные ритуалы»
Урок22. « Паломничества и святыни»
Урок23-24 «Праздники и календари»
Урок25-26 «Религия и мораль»
Урок 27. «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь»
Урок28. «Семья»
Урок29 « Долг, свобода, ответственность, труд»
Урок30 «Любовь и уважение к Отечеству»
Уроки 31-34. Творческие проекты

 

Модуль 2. Основы светской этики

Основы религиозных культур и светской этики.


Урок 1. "Россия - наша Родина"  
Урок 2. "Что такое светская этика" 
Урок 3. «Культура и мораль" 
Урок 4. «Особенности морали»
Урок 5-6. "Добро и зло" 
Урок 7-8. "Добродетель и порок" 
Урок 9. "Свобода и моральный выбор человека "  
Урок 10. «Свобода и ответственность»
Урок 11. «Моральный долг»
Урок 12. «Справедливость»
Урок 13. «Альтруизм и эгоизм»
Урок 14. «Дружба»
Урок 15. «Что значит быть моральным»
Урок 16-17. «Подводим итоги»
Урок18. «Род и семья – исток нравственных отношений»
Урок 19. «Нравственный поступок»
Урок 20. «Золотое правило нравственности»
Урок 21. «Стыд, вина, извинение»
Урок 22. «Честь и достоинство»
Урок 23. «Совесть»
Урок 24-25 «Нравственные идеалы»
Урок 26. «Образцы нравственности в культуре Отечества»
Урок 27. «Этикет»
Урок 28. «Семейные праздники»
Урок 29. «Жизнь человека – высшая нравственная ценность»
Урок 30. «Любовь и уважение к Отечеству»
Уроки 31-34. Творческие проекты

 

Модуль 3. Основы православной культуры

Кураев А. В. Основы православной культуры.

Также издано Электронное приложение к учебному пособию «Основы православной культуры, 4 класс» (CD)


Урок 1. «Россия - наша Родина» 
Урок 2. «Культура и религия»
Урок 3. «Человек и Бог в православии»
Урок 4. «Православная молитва»
Урок 5. «Библия и Евангелие»
Урок 6. «Проповедь Христа»
Урок 7. «Христос и Его крест»
Урок 8. «Пасха»
Урок 9. «Православное учение о человеке»
Урок 10. «Совесть и раскаяние»
Урок 11. «Заповеди»
Урок 12. «Милосердие и сострадание»
Урок 13. «Золотое правило этики»
Урок 14. «Храм»
Урок 15. «Икона»
Урок 16. «Творческие работы учащихся»
Урок 17. «Подведение итогов»
Урок 18. «Как христианство пришло на Русь»
Урок 19. «Подвиг»
Урок 20. «Заповеди блаженств»
Урок 21. «Зачем творить добро»
Урок 22. «Чудо в жизни христианина»
Урок 23. «Православие о Божием суде»
Урок 24. «Таинство причастия»
Урок 25. «Монастырь»
Урок 26. «Отношение христианина к природе»
Урок 27. «Христианская семья»
Урок 28. «Защита Отечества»
Урок 29. «Христианин в труде»
Урок 30. «Любовь и уважение к Отечеству»
Уроки 31-34. Творческие проекты

 

Модуль 4. Основы исламской культуры
Латышина Д. И., Муртазин М. Ф. Основы исламской культуры.

Урок 1. «Россия - наша Родина» 
Урок 2. «Колыбель ислама»
Урок 3. "Пророк Мухаммад - основатель ислама" 
Урок 4. «Начало пророчества»
Урок 5. «Чудесное путешествие пророка»
Урок 6. «Хиджра»
Урок 7. «Коран и Сунна»
Урок 8. «Вера в Аллаха»
Урок 9. «Божественные Писания. Посланники бога»
Урок 10. «Вера в Судный день и судьбу»
Урок 11. «Обязанности мусульман»
Урок 12. «Поклонение Аллаху»
Урок 13. «Пост в месяц Рамадан»
Урок 14. «Пожертвование во имя Всевышнего»
Урок 15. «Паломничество в Мекку»
Урок 16-17. «Творческие работы учащихся»
Урок 18. «История ислама в России»
Урок 19. «Нравственные ценности ислама»
Урок 20. «Сотворение добра»
Урок 21. «Дружба и взаимопомощь»
Урок 22. «Семья в исламе»
Урок 23. «Родители и дети»
Урок 24. «Отношение к старшим»
Урок 25. «Традиции гостеприимства»
Урок 26. «Ценность и польза образования»
Урок 27. «Ислам и наука»
Урок 28. «Искусство ислама»
Урок 29. «Праздники ислама»
Урок 30. «Любовь и уважение к Отечеству»
Уроки 31-34. Творческие проекты

 

Модуль 5. Основы буддийской культуры

Чимитдоржиев В. Л. Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской культуры.

Урок 1. «Россия - наша Родина» 
Урок 2. «Культура и религия. Введение в буддийскую духовную традицию»
Урок 3-4. «Будда и его учение»
Урок 5-6. «Буддийский священный канон «Трипитака»»
Урок 7-8.  «Буддийская картина мира»
Урок 9. «Добро и зло»
Урок 10. «Принцип ненасилия»
Урок 11. «Любовь к человеку и ценность жизни»
Урок 12. «Сострадание и милосердие»
Урок 13. «Отношение к природе»
Урок 14. «Буддийские учителя»
Урок 15. «Семья в буддийской культуре и ее ценности»
Урок 16-17. «Творческие работы учащихся»
Урок 18. «Буддизм в России»
Урок 19. «Путь духовного совершенствования»
Урок 20-21. «Буддийское учение о добродетелях»
Урок 22. «Буддийские символы»
Урок 23. «Буддийские ритуалы и обряды»
Урок 24. «Буддийские святыни»
Урок 25. «Буддийские священные сооружения»
Урок 26. «Буддийский храм»
Урок 27. «Буддийский календарь»
Урок 28. «Буддийские праздники»
Урок 29. «Искусство в буддийской культуре»
Урок 30. «Любовь и уважение к Отечеству»
Уроки 31-34. Творческие проекты

 

Модуль 6. Основы иудейской культуры

Членов М. А., Миндрина Г. А., Глоцер А. В. Основы иудейской культуры.

Урок 1. «Россия - наша Родина» 
Урок 2. «Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия»
Урок 3. «Тора-главная книга иудаизма. Сущность Торы. «Золотое правило Гиллеля»
Урок 4. «Письменная и Устная Тора. Классические тексты иудаизма»»
Урок 6. «Евреи в Египте: от Йосефа до Моше»
Урок 7.  «Исход из Египта»
Урок 8. «Дарование Торы на горе Синай»
Урок 9-10. «Пророки и праведники в иудейской культуре»
Урок 11. «Храм в жизни иудеев»
Урок 12. «Назначение синагоги и ее устройство»
Урок 13. «Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Субботний ритуал»
Урок 14. «Молитвы и благословения в иудаизме»
Урок 15. «Добро и зло»
Урок 16-17. «Творческие работы учащихся»
Урок 18. «Иудаизм в России»
Урок 19-20. «Основные принципы иудаизма»
Урок 21. «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь»
Урок 22. «Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев»
Урок 23. «Совершеннолетие в иудаизме. Ответственное принятие заповедей»
Урок 24. «Еврейский дом - еврейский мир: знакомство с историей  и традицией»
Урок 25. «Еврейский календарь»
Урок 26-27. «Еврейские праздники: их история и традиции»
Урок 28-29. «Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Праматери еврейского народа»
Уроки 31-34. Творческие проекты

 

 

      С сентября 2011 года началось введение в школах образовательных стандартов нового поколения. В новых стандартах не закрепляется обязательный минимум содержания образовательных программ, но устанавливаются требования к структуре этих программ, условиям их реализации и результатам освоения.

Согласно Приказу Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373 об утверждении и введении в действие стандарта начального общего образования стандарт направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становление их гражданской идентичности, сохранение и развитие культурного разнообразия, овладение духовными ценностями и культурой народов России. Знакомство с основами религиозных культур и светской этики способствует достижению этих целей.

       С 1 сентября 2012 года курс ОРКСЭ включен в обязательную часть образовательной программы 4 класса начальной школы в объеме 34 часов.

       Согласно распоряжению Минобрнауки РФ (ПИСЬМО от 24 октября 2011 г. N МД-1427/03 ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРЕПОДАВАНИЯ КОМПЛЕКСНОГО УЧЕБНОГО КУРСА ОРКСЭ) в школе организованы встречи родителей (законных представителей) обучающихся 3-их классов с преподавателями курса для ознакомления с особенностями содержания модуля, формами и методами педагогической работы. Также проводится индивидуальная консультационная работа. Подробная информация о структуре и основном содержании курса содержится в "Книге для родителей" А.Я. Данилюка (можно взять в школьной библиотеке), а также на сайте: http://www.prosv.ru/umk/ork/default.aspx  

 
 

Предметная область (ОДНКНР) в соответствии с вводимым федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования с 1 сентября 2015 года должна обеспечить в том числе знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности. Предметная область ОДНКНР может быть реализована через:

- занятия по предметной области ОДНКНР, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности региона России, включенные в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений;

- включение в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей и тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания;

- включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность в рамках реализации Программы воспитания и социализации обучающихся.

Принятие решения о реализации предметной области ОДНКНР через урочную или внеурочную деятельность, а также решения о выборе учебно-методического обеспечения предметной области ОДНКНР, включение учебных модулей, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания, в учебные предметы других предметных областей относится к компетенции конкретной образовательной организации.

Приказы Минобрнауки России от 31.01.2012 N 69 и от 01.02.2012 N 74 утратили свою силу в связи с переходом на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПИСЬМО

от 25 мая 2015 г. N 08-761


ОБ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЕЙ: "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ" И "ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ

КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ"

В соответствии с пунктами 18 и 19 Плана мероприятий по обеспечению качества преподавания во всех государственных и муниципальных общеобразовательных организациях Российской Федерации комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ) (от 30 декабря 2014 г.) Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России направляет для использования в работе рекомендации по изучению предметных областей: "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы духовно-нравственной культуры народов России".

В настоящее время содержание образования в 1 - 4 классах общеобразовательных организаций регулируется федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373 (далее - ФГОС НОО).

С целью обеспечения обязательности изучения комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" приказом Минобрнауки России от 18 декабря 2012 г. N 1060 были внесены изменения во ФГОС НОО в части замены предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России" на предметную область "Основы религиозных культур и светской этики".

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. N 84-р, начиная с 1 сентября 2012 года установлено обязательное изучение комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики".

Образовательные организации согласно статьям 12, 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) разрабатывают основные образовательные программы на основе федеральных государственных образовательных стандартов и с учетом примерных основных образовательных программ.

Примерная основная образовательная программа начального общего образования размещена на сайте fgosreestr.ru и содержит раздел "Примерный учебный план". В указанном разделе представлены 3 примерных учебных плана, в каждом из которых в рамках предметной области "Основы религиозных культур и светской этики" представлен для обязательного изучения учебный предмет "Основы религиозных культур и светской этики" (4 класс, 1 час в неделю, 34 учебных часа в год) (далее - учебный предмет ОРКСЭ).

Предметная область "Основы духовно-нравственной культуры народов России" (далее - предметная область ОДНКНР) в соответствии с вводимым федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования с 1 сентября 2015 года должна обеспечить в том числе знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

Предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области (учебного предмета) ОРКСЭ начальной школы. В рамках предметной области ОДНКНР возможна реализация учебных предметов, учитывающих региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, которые обеспечивают достижение следующих результатов:

воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;

формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;

понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;

формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

Предметная область ОДНКНР может быть реализована через:

1) занятия по предметной области ОДНКНР, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности региона России, включенные в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений;

2) включение в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания;

3) включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность в рамках реализации Программы воспитания и социализации обучающихся.

Согласно нормам части 2 статьи 28 Федерального закона образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.

Принятие решения о реализации предметной области ОДНКНР через урочную и (или) внеурочную деятельность, а также решения о выборе учебно-методического обеспечения предметной области ОДНКНР, включение учебных модулей, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания, в учебные предметы других предметных областей относится к компетенции конкретной образовательной организации.

Следует иметь в виду, что приказы Минобрнауки России от 31 января 2012 г. N 69 "О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089" и от 1 февраля 2012 г. N 74 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312" в части реализации предметной области "Основы религиозных культур и светской этики" утратили свою силу в связи с переходом на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Директор Департамента

А.В.ЗЫРЯНОВА

 

Дата последнего обновления страницы 11.11.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»